![]() ![]() |
История появления конкурсов и состязаний
История конкурсов исходит из глубокой древности, только тогда они имели другую форму выражения. Стоит начать с Древнего Рима и с истории гладиаторских боев, которые представляют собой разные виды состязаний между рабами, привезенными с разных континентов.
Позже в таких боях начали участвовать люди, специально нанятые для такого случая. 264 г. до н. э. стал годом, когда в Древнем Риме прошли одни из первых гладиаторских боев. Такие состязания устраивались для личного просмотра высших особ, а позже стали создаваться специальные амфитеатры, где и простой народ мог насладиться зрелищем. Награда за участие в боях, соревнованиях или играх выражалась в денежном эквиваленте, а также в освобождении, которое давалось рабам, если они побеждали поединок. Если гладиатор проигрывал, то мог и лишиться собственной жизни. Этот непростой вопрос решался зрителями, присутствовавшими на зрелище. Если толпа поднимала большой палец вверх, то победивший мог оставить в живых своего противника, а если вниз, то не оставлял ему никаких шансов. Необходимо рассказать о таком виде состязаний, как петушиные бои, которые были распространены не только в Древнем Риме, но и в Древней Греции. В ту пору они активно проводились и ничуть не уступали корриде. Причиной тому служила более простая организация этого события, не требующая столько места, сколько необходимо для корриды. Это нельзя назвать конкурсом, но, в какой-то мере, является состязанием (больше для самих владельцев петухов). Этот вид развлечений довольно быстро распространился по многим странам и пользовался большим успехом. Самым ярким образцом великолепно организованного досуга можно считать Олимпийские игры, которые впервые появились в Древней Греции. На период игр прекращались практически все войны, устанавливалось так называемое временное перемирие, узников временно отпускали на поруки, никто из людей не мог быть арестован и посажен в тюрьму. Все имели равные права участвовать в великом празднике спорта, искусства и ремесел. Кто угодно мог принимать участие в самых различных игровых состязаниях, даже сами боги. Далее следовало бы переместиться в средневековую Европу второй половины XI в., где имели место турниры рыцарей, также представлявшие ранние формы состязаний. Как правило, такие турниры организовывались для выявления боевых способностей их участников, чтобы в дальнейшем определить, достойны ли они влиться в число войск той или иной страны. Вознаграждение, как и в гладиаторских боях, выражалось в материальном призе. Для некоторых награда, а не само участие, становилась целью всей жизни, что противоречило правилам этикета, по которым рыцари были призваны ненавидеть деньги. Благородство ценилось превыше всего. В турнирах участвовали молодые люди, желавшие проявить себя и свои военные качества в полной мере и, вместе с этим, улучшить их. Первое время турниры проходили один на один, но позже, примерно с XV в., стали проводиться турниры с большим количеством участников, которое могло доходить до двухсот человек. Местом проведения рыцарских турниров было так называемое ристалище. Оно организовывалось специально для данного действа. С течением времени ристалище изменялось, в него добавлялись все новые и новые детали. Например, для создания большей безопасности вокруг площади возводилась стена из частокола. Что касается зрителей, то среди них существовала своя иерархия. Основная масса людей во время турнира стояла, а привилегированная публика сидя располагалась на специально отведенных для нее местах. Отличием турниров друг от друга были различные типы состязаний. Перед началом турнира назывались имена его участников и перечислялись их победы. В первой части турнира проводился поединок между двумя рыцарями, который называли «жюте». Его суть заключалась в следующем: рыцари должны были поразить противника копьем либо выкинуть его из седла. Затем проводился основной турнир, в котором принимали участие остальные рыцари. Порой такие соревнования заканчивались многочисленными травмами участников от копыт собственных лошадей. Те, кто проигрывал состязание, брались в плен и должны были откупаться от победителей. Существовали и противники подобных мероприятий в лице церковных служителей, они даже пытались прекратить турниры, но турниры так и продолжали существовать до XVI в. Помимо рыцарских турниров, в Европе большой известностью пользовались состязания лучников. Например, в Эстонии они проводились весной. Суть этих состязаний состояла в том, чтобы лучники, кто быстрее, попали в мишень, которая была расположена на шесте. Наградой победителю служил кубок, сделанный из серебра. Почему дети и взрослые играют? Почему играют именно в такие игры? Ответы на эти достаточно трудные вопросы мы попытаемся найти, обратившись к культуре русского народа. Культура неразрывно связана с историей и является ее неотъемлемой частью. На развитие культуры оказывают влияние те же исторические факты и события, которые влияют на ход политической и государственной жизни, от которых зависит хозяйственное развитие государства и духовная жизнь народа. Развитие культуры Руси, так же, как и других стран, шло параллельно с развитием государственности. Русь объединяла огромное количество народов, принадлежащих к разным племенам, и занимала большую территорию. Со временем произошло объединение культур восточно-славянских племен в единую русскую культуру, но с яркими чертами для каждого региона — Поднепровье, Северо-Восточная Русь и т. д. Большее влияние на формирование русской культуры оказывало и то, что Русь являлась равнинным государством, открытым всем веяниям, как внутренним — внутриплеменным, так и внешним — иноземным. В культуре Руси нашли свое отражение как традиции славянских племен (северяне, радимичи, поляне, балты, угро-финны, иранцы) и других народов соседних государств, с которыми Русь воевала, торговала и обменивалась хозяйственными достижениями. Во времена государственного становления Руси на нее значительное влияние оказывала соседняя Византия, которая в свою очередь составляла культурную элиту всего мира. Исходя из этого, культура Руси находилась под воздействием других различных направлений, стилей, традиций. Подобная культура называется синтетической. Стоит сказать, что Русь не просто слепо перенимала и копировала культуру соседних народов, она как бы добавляла ее к своему вековому народному опыту, к своим традициям, перерабатывала и трансформировала. Создавалось свое понимание окружающего мира и прекрасного. Так называемые иноземные культурные традиции оказывали большее влияние на города, а сельское общество в основном было хранителем старинного уклада жизни, который связывал народ с культурой предков. И в наше время в деревнях и селах стиль и темп жизни значительно отличаются от городского. Сельский житель очень консервативен, менее склонен к различным культурным новшествам. Первоначально, (да и в дальнейшем) на русскую культуру — устное творчество, искусство, архитектуру, художественное ремесло, живопись — оказывали большое влияние языческая религия, языческое мировоззрение. Многие исследователи связывают вообще происхожде-ние игр и конкурсов с религиозной культурой: праздничные и народные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникли из языческих религиозных обрядов. Этнографы зафиксировали целый годовой цикл языческих обрядов. Прежде всего это такие зимние праздники, как Святки, где обязательно присутствовало колядование, Новый год и «Велесов день». Как только пригревало солнце, подходила масленица и все ее традиционные состязания и конкурсы — катание огненного колеса, кулачные бои, сожжение чучела зимы, катание на лошадях с бубенцами, заклинание весны, ряженые и тому подобное — выходили за рамки одного поселка и переходили в «игрища межю селы ». Весь летний - «купальский» цикл, а также весенний период, в основном так или иначе связаны с природой:«красными горками », березовыми рощами, берегами рек, золотистыми полями. Язычество, в принципе, сохранялось и в первое время после появления христианства и становления древнерусского государства, сосуществуя параллельно с новой религией, и до сих пор мы празднуем языческие праздники: Масленицу, Проводы Зимы, день Ивана Купалы и другие. В деревнях и селах при свете лучин долгими зимними вечерами женщины ткали, пряли, занимались рукоделием, мужчины пили мед, хмельные напитки, вспоминали былые дни, слушали сказателей былин, пели и слагали песни. Положение резко изменилось с приходом христианства. Новая религия стремилась изменить мировоззрение людей, отношение к жизни, понимание красоты и художественного творчества. Однако христианство, оказав очень большое влияние на русскую культуру, так и не смогло до конца одержать верх над ее народными истоками. Долгие-долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: государственная, официальная религия, преобладавшая в городах, и язычество, которое отошло на второй план, но по-прежнему существовало в глубинке. Эта двойственность отразилась на духовной жизни людей, в быту народа. Языческие духовные традиции, народные изначально, оказывали довольно глубокое воздействие на развитие нашей культуры во времена раннего Средневековья. Проблема игр и конкурсов возникла как одна из проблем свободного времени и досуга людей, так как общество развивалось по религиозным, социально-экономическим и культурным направлениям. В древнем мире игры, состязания сосредотачивали в себе общественную жизнь, они имели религиозно-политическое значение. В Древнем Китае, к примеру, сам император открывал праздничные игры и даже в них участвовал. Игровая деятельность — это очень важный и просто необходимый элемент развития как каждого человека в отдельности, так и всего общества в челом. По сложности игровой деятельности можно судить о быте, нравах, ценностях, убеждениях, привычках того или иного общества. Игра, состязание, конкурс — настоящие и непреходящие ценности культуры досуга и социальной практики человека в целом. Их можно смело ставить в один ряд с такими терминами, как «труд», «познание», «общение», «творчество». Искусство игры — важная часть жизненного поведения людей, ощущающих, что жизнь уникальна и неповторима. Классификация игр и конкурсов Существует множество классификаций конкурсов и игр, но главным критерием их отличий является само содержание конкурса (игры). Известно, что существуют игры, предназначенные исключительно для представителей сильной половины человечества, есть игры — только для представительниц прекрасного пола. В таких играх и конкурсах — особая рефлексия, своя специфика и особые традиции. Итак, что же такое конкурсы? Это врожденный инстинкт подражания; источник возможности дать выход лишней энергии; удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке; это предварительная репетиция перед серьезным делом, которое может подбросить жизнь; упражнения в самообладании; стремление удовлетворять тягу к главенству или соперничеству; невинная компенсация вредных желаний; восполнение вашей монотонной деятельности или, наконец, удовлетворение неких невыполнимых в реальности желаний и тем самым поддержание чувства личностного достоинства. |
![]() Активных опросов нет
![]() ![]() |
ТОП 10 - Лучшие рейтинги, мировые топы, интересные факты и события, ТОП списки самых лучших. |